Как это ни покажется парадоксальным, но даже сегодня, в эпоху гласности, когда не осталось ни одной проблемы, ни одного вопроса, которые не подверглись бы тщательному препарированию в средствах массовой информации, далеко не все имеют четкое представление о проблеме наркомании. А она почти повсюду в мире превратилась в опасность для граждан и государственных институтов. Информация из большинства стран мира свидетельствует, что злоупотребление наркотиками распространилось во всех социальных слоях и возрастных группах, и особенно среди молодежи. Дети и подростки в настоящее время приобщаются к наркотикам в более раннем возрасте, чем в недалеком прошлом.
Что такое наркомания?
Наркомания — это заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества. Попробуем объяснить это доходчивее.
Наркомания или наркотическая зависимость в обыденном понимании — это употребление наркотиков без назначения врача при условии, что такое употребление становится невольной и постоянной потребностью человека.
Наркомания — это тяжелая, трудноизлечимая, а зачастую и неизлечимая болезнь, разрушающая мозг, психику, физическое здоровье человека и оканчивающаяся преждевременной смертью. Эта болезнь характеризуется жесткой зависимостью состояния человека, его физического и психического самочувствия от наркотика.
Становление, формирование наркомании характеризуется развитием трех основных признаков: психической зависимости, физической зависимости и толерантности.
Психическая зависимость — это болезненное стремление (влечение) непрерывно или периодически принимать наркотики с тем, чтобы вновь и вновь испытывать определенные ощущения либо снимать явления психического дискомфорта. Такая зависимость возникает во всех случаях систематического употребления наркотиков, причем нередко, даже после однократного их приема.
Физическая зависимость — это состояние особой перестройки всей жизнедеятельности организма человека в связи с хроническим употреблением наркотика. Она проявляется интенсивными физическими и психическими расстройствами, болевыми ощущениями, которые развиваются сразу, как только действие наркотика прекращается. Эти расстройства, обозначаемые медиками как "синдром отмены" или "абстинентный синдром" (абстиненция — воздержание), облегчаются или полностью снимаются только новым введением конкретного наркотика либо вещества со сходным фармакологическим действием. Физическая зависимость, как и психическая, делает необходимым непрерывное употребление наркотика или постоянный возврат к нему.
Толерантность — это переносимость (чувствительность) организма по отношению к воздействию наркотика. При систематическом приеме отмечается появление адаптации, то есть привыкания к наркотику, когда наблюдается все менее выраженная реакция организма на очередное введение той же самой дозы. Поэтому для достижения прежнего психофизического эффекта больному требуется более высокая доза наркотика. Затем через какое-то время и эта доза становится недостаточной и требуется ее повышение по нарастающей.
Форма (вид) наркомании зависит от того, какое именно вещество, обладающее наркотическим эффектом, применяется в конкретном случае. Особенности конкретного вещества, используемые дозировки, частота и способ употребления (прием внутрь таблеток или порошков, инъекции, вдыхание) определяют характер действия наркотика на организм.
Признаки, свидетельствующие об употреблении наркотиков
В работе по профилактике важно, как можно раньше увидеть первые признаки проблемы наркотиков у того или иного человека. От этого во многом зависит успех ее преодоления. Будьте внимательны, приглядитесь к поведению и внешности вызывающего подозрение подростка. Некоторые поступки служат своего рода предупреждением об опасности, хотя могут отражать и вполне нормальные возрастные изменения подростка. Тем не менее, насторожитесь, если в поведении человека без видимых причин замечаются:
- точечные следы уколов по ходу вен на внутренней стороне локтевых сгибов, кистях рук, ногах, порезы на предплечьях, синяки;
- состояние вялости, заторможенности, быстрая утомляемость, малая подвижность, расслабленность конечностей, обмякшая поза, свисающая голова, стремление к покою, сменяемые необъяснимыми возбуждением и энергичностью, бесцельными движениями, перебиранием вещей, неусидчивостью (независимо от ситуации);
- погруженность в себя, разговоры с самим собой;
- неустойчивость эмоционального состояния, внезапные и резкие изменения отношения к чему-либо, подъем настроения, сменяемый необычайными вспышками раздражительности, злобы, паники, агрессивности, враждебности без понятной причины;
- заметное уменьшение или возрастание аппетита и жажды;
- необоснованное снижение посещаемости школы, безразличное отношение к отметкам;
- сужение круга интересов, потеря интереса к прежним увлечениям (и отсутствие при этом новых), спорту, учебе и общению с прежними друзьями;
- частое общение с новыми друзьями, во внешнем облике которых отмечаются черты, указанные в данном разделе;
- игнорирование нормального режима жизни, появление сонливости в дневное время, а бессонницы ночью;
- неспособность мыслить логически, объяснять свои
поступки и их причины, ухудшение памяти и внимания, рассеянность;
- неадекватные реакции на замечания или вопросы, грубость;
- быстрая, подчеркнуто выразительная или замедленная, но бессвязная, смазанная, невнятная, нечеткая речь;
- очевидные лживость, изворотливость, цинизм и беспокойство;
- ослабление связей с родителями и другими членами семьи, непослушание родителям и учителям;
- постоянный поиск денег, частое их одалживание у родителей, друзей или знакомых и при этом большие денежные траты непонятно на что;
- возросшие тревожность, скрытность и лукавство в поведении, стремление к уединению и уходу из дома;
- ничем не объяснимое позднее возвращение домой в необычном состоянии, напоминающем алкогольное опьянение, но без запаха спиртного и последующее за этим трудное пробуждение по утрам;
- малопонятные разговоры по телефону с использованием жаргона ("травка", "ширево", "колеса", "план", "приход", "мулька", "джеф", "ханка", "кумар" и т.п.) и обрывков фраз ("мне надо", "как там дела?", "достал?" и т.п.);
- отказ от употребления спиртного (если прежде охотно употреблял);
- изменение внешнего облика — неряшливость, запущенность в одежде, общее похудание, бледность, землистый цвет или покраснение, маскообразность и одутловатость лица, сальный налет на лице, круги под глазами, красные или мутные глаза, чрезмерно широкие или узкие (до точки) и не реагирующие на свет зрачки, гипомимичность, либо наоборот, оживление мимики, сухость, шелушение, морщинистость и дряблость кожи, тусклость и ломкость волос, сухость губ или повышенное слюноотделение;
- появление символики наркоманов (например, зеленого пятилистника, обозначающего коноплю, или улыбающегося личика — символа ЛСД);
- частое упоминание и позитивные высказывания о наркотиках, убежденное отстаивание свободы их употребления;
- стремление уйти от ответственных решений и мыслительного напряжения, потеря энтузиазма, безразличие, безынициативность;
- неуверенная, шатающаяся, неустойчивая походка, плавные, замедленные или неточные порывистые, размашистые движения, повышенная жестикуляция, множество лишних движений, покачивание в положении стоя или сидя (особенно явное при закрытых глазах);
- умственные и (или) физические отклонения от нормы — замедленное мышление, снижение реакции, потеря веса, аппетита, тремор (мелкая дрожь), тошнота, частый насморк, хронический кашель, галлюцинации, потеря ориентировки во времени и пространстве, депрессия и т.п.;
- пропажа денег, вещей из дома или в классе (кражи, совершаемые ребенком также являются сигналом наркотической опасности);
- внезапное появление интереса к содержимому домашней аптечки, литературе по фармакологии, действию различных лекарств, стремление завязать знакомство с работниками аптек и учреждений здравоохранения;
- запах лекарств и других химических веществ изо рта, от волос и одежды (сладковатый запах, похожий на запах благовоний, тмина или мяты, а также запах клея, растворителя и т.д.);
- обнаружение у подростка предметов или следов, сопутствующих употреблению наркотиков: порошка, капсул или таблеток (особенно снотворного или успокоительного действия) в его вещах; желтых или коричневых пятен на одежде или теле; шприцев, игл, марлевых и ватных тампонов, резиновых жгутов, ампул и пузырьков из-под жидких медицинских препаратов, мелких денежных купюр, свернутых в трубочку или разорванных пополам, самокруток, сухих частиц растений, папирос в пачках из-под сигарет, похожих на пластилин комочков с сильным запахом, странного вида трубок, которые пахнут вовсе не табаком, закопченной ложки, фольги или лезвия с частицами белого порошка или бурой грязи, ацетона или других растворителей, а также пропитанных ими тряпок, губок и полиэтиленовых пакетов, тюбиков из-под синтетического клея и другой тары из-под различных средств бытовой химии.
Любой из перечисленных признаков в отдельности вряд ли может достоверно свидетельствовать об употреблении человеком наркотиков, однако наличие нескольких из этих признаков должно вызывать подозрение. В таких случаях необходимо попытаться незамедлительно выяснить причины появления этих признаков.
Что необходимо знать родителям и педагогам.
Потребление наркотика сопровождается следующими признаками:
- кашлем (обжигает слизистую);
- сухостью во рту (требуется постоянное употребление жидкости);
- мутный либо покрасневший белок глаз (лица, потребляющие часто наркотики могут использовать глазные капли (Визин), чтобы снизить раздражение);
- нарушение координации;
- дефект речи (заторможенность, эффект вытянутой магнитофонной пленки);
- заторможенность мышления (тупит);
-неподвижность, застывание в одной позе при полном молчании на какое-то время;
- бледность;
- учащенный пульс;
- перепады настроения, приступы тревоги, смеха;
- наличие окурков, свернутых вручную, тяжелый травяной «запах» от одежды.
В связи с тем, что дозу наркотика невозможно просчитать (разные продавцы, составы, формулы, концентрация) возможны передозировки, которые сопровождаются тошнотой, рвотой, головокружением, сильной бледностью, до потери сознания, и могут привести к летальному исходу.
Подростки начинают пропускать уроки, пары, снижается успеваемость. Все время врут. Появляются новые друзья, о которых не рассказывают. Появляется раздражительность, уходят от любых серьезных разговоров, от контакта с родителями, отключают телефоны. При постоянном употреблении становится очевидной деградация: думают долго, имеют неопрятный внешний вид, постоянно просят деньги, залезают в долги, начинают в тайне от родителей «выносить» и продавать ценные вещи из дома, теряют чувство реальности, развивается паранойя.
Употребление курительных смесей — частая причина подростковых суицидов. Как правило, выходят из окон. Это не значит, что подросток хотел свести счеты с жизнью, возможно, он просто хотел полетать.
Сверстники, одноклассники, которые начинают торговать наркотиками в школе, институте сразу же становятся заметны, у них появляется другие телефоны, планшеты, ноутбуки, они лучше одеваются.
Ни один из употребляющих «курительные смеси», не считает себя наркоманом. У него напрочь отсутствует самокритика, у них трудно идет мыслительный процесс, они общаются только с себе подобными, поэтому убеждены, что курят все.
Сначала хватает одной-двух затяжек. Затем увеличивается как частота употребления так и доза. Далее, становится тяжелее достигнуть желаемого эффекта и они начинают курить неразведенный реагент (соли, скорость, свист и т.д.). Опасность этих наркотиков заключается в простоте употребления (нюхают, реже курят, разводят в любой жидкости и пьют, и самое страшное – колют в вену). Очень сложно просчитать дозу и при передозировках «солями» процент летального исхода значительно выше, чем при передозировках курительными смесями. Данный вид наркотика обладает сильнейшим воздействием на психику, человек стремительно деградирует, и деградация эта имеет необратимые последствия.
Если курительные смеси можно какое-то время употреблять незаметно, то начавшего употреблять «соли», видно сразу. Основные признаки:
- дикий взгляд;
- обезвоживание;
- тревожное состояние (ощущение, что за тобой все следят, что за тобой пришли);
- дефекты речи (судорожные движения нижней челюстью, гримасы);
- отсутствие аппетита;
- галлюцинации (как правило, слуховые);
- жестикуляция (непроизвольные движения руками, ногами, головой);
- полное отсутствие сна;
- невероятный прилив энергии (желание двигаться, что-то делать, все действия, как правило, непродуктивны);
- желание делать какую-либо кропотливую работу (как правило, начинают разбирать на составляющие сложные механизмы);
- возникает бредовые идеи (например, поуправлять миром).
Также для родителей немаловажным будет изучение переписки в социальных сетях своих детей. В ходе осмотра компьютера, телефона обращайте внимание на ярлыки некоторых смс-мессенджеров (Telegram, ViPole, Jabber) и программ (Tor). Данные программы могут свидетельствовать о том, что Ваш ребенок интересуется чем-то противозаконным и это должно явиться поводом к открытому разговору между Вами. Еще одним фактором может явиться то, что ребенок ставит пароли, графические ключи доступа к своим гаджетам, а также к некоторым программам. Родителям же необходимо знать коды доступа и время от времени изучать переписку.
Что способствует приобщению к наркотикам?
Причин и условий, способствующих приобщению к наркотикам, довольно много и знание хотя бы основных из них сможет помочь в целенаправленной профилактической работе. Ведь, как известно, чтобы победить врага, его нужно знать.
Причины:
- Падение нравов, низкая духовность и культура у некоторой части населения.
- Сформировавшаяся наркотическая субкультура и «мода» на наркотики среди молодежи.
- Социально-экономическая ситуация.
- Относительная доступность наркотиков «на черном рынке» (сравнительно невысокая цена, большое количество наркоторговцев).
- Активная деятельность наркоторговцев и их сообществ, направленная на стимулирование спроса на наркотики.
- Либеральный пограничный режим или его отсутствие (открытость границ).
- Сверхвысокая доходность наркобизнеса.
- Недостаточная воспитательная работа среди детей и молодежи, ограниченные возможности у молодежи для культурного досуга.
- Отсутствие эффективных методик лечения наркоманов. Агрессивная пропаганда наркотиков в некоторых СМИ и выступлениях музыкальных коллективов (например, рок-групп) и слабая бессистемная антинаркотическая контрпропаганда. Отсутствие уголовной и административной ответственности за немедицинское потребление наркотиков.
- Деятельность различных сект, общественных организаций, выступающих за легализацию наркотиков и декриминализацию ответственности за незаконные действия с ними.
- Привыкание к наркотикам людей, перенесших сложные операции.
Наиболее распространенные причины употребления наркотиков
Любопытство. Оно связано с желанием молодого человека узнать — «А что почувствуешь, если попробуешь это?». Есть только один способ преодолеть эту опасность — воспитать у ребенка готовность в любой момент благоразумно сказать «Нет!» любому эксперименту с наркотиком.
Психологическое давление, инстинкт подражания, влияние моды. В молодежных группах, лидеры которых употребляют наркотики, эти вещества становятся главным элементом, дающим ощущение единства, отожествления себя со своей группой.
Невежество. Многие годы о наркомании предпочитали умалчивать. Практически отсутствовала достоверная, объективная и доходчивая информация о природе и последствиях этой болезни. На уровне обыденных разговоров имели хождение различные искажающие действительность слухи и мифы. Например, в молодежной среде было распространено убеждение, что если контролировать прием наркотиков, он не представляет опасности.
Доверчивость. Известно, что наркоманы стараются всеми способами вовлечь в свой круг новых людей. С этой целью, как уже отмечалось выше, они путем обмана, а иногда и с помощью насилия могут заставить молодого человека попробовать наркотик и постепенно втянуть его в это занятие.
Как уберечь детей от наркотиков?
Прежде всего, зададимся вопросом: «Могут ли педагоги и родители предупредить распространение наркомании среди детей?».
Мы считаем возможным ответить на этот вопрос утвердительно. Именно они наилучшим образом могут защитить своих детей от приобщения к наркотикам.
Но для того, чтобы эффективно противостоять этому злу, нужно отдавать себе отчет в том, что немедицинское употребление наркотиков не только опасно для здоровья и жизни, оно противоправно и ведет человека вниз по социальной лестнице к преступлениям. Известно, что наркоману для удовлетворения своего пагубного пристрастия необходимы деньги и не малые. Где же их взять молодому человеку? Он берет эти деньги у родителей либо добывает преступным путем: ворует и совершает другие преступления.
Если ребенок вышел из того возраста, когда на многие его вопросы можно было ответить: «Подожди, вот подрастешь...», то перед ним открывается дверь во взрослую жизнь, и прежние формы общения с ним уже не годятся. Однако шаг из детства во взрослую жизнь связан с преодолением очевидных и скрытых препятствий. Естественно, их легче преодолеть, опираясь на поддержку близкого человека.
Главное — по мере взросления детей не отдаляться от них, интересоваться их проблемами, вникать в их интересы и, конечно, внимательно относиться к любому возникающему у них вопросу.
Родителям следует учитывать, что постепенное взросление детей проходит через два основных этапа.
На первом этапе — в возрасте 12—15 лет молодые люди начинают обретать прочные связи в своей среде, меньше бывают дома и реже обращаются к родителям. Они начинают сталкиваться с реалиями действительности, пытаются найти основные жизненные ориентиры.
На втором — в возрасте 15—18 лет наступают первые признаки взросления. Это период самоутверждения и обретения уверенности, но и в этом возрасте молодые люди нуждаются в родителях, в их поддержке, помощи, понимании.
Помните, что отношение детей к проблеме наркотиков в немалой степени зависит от ваших с ними взаимоотношений. В конечном счете, принимаемое ими решение в отношении наркотиков напрямую связано с характером ваших повседневных взаимоотношений и во многом определяется степенью уважением к вам. Даже у маленького ребенка бывают свои детские проблемы, а у взрослеющего человека тем более. Постарайтесь понять эти проблемы и помочь в их решении.
Помогите ребенку посмотреть на его проблемы конструктивно. Ведь употребление наркотиков не поможет сбежать от них, а только создаст новые трудности.
Молодые люди нуждаются в том, чтобы им обстоятельно и доходчиво объяснили, что представляют собой наркотики в действительности и как они могут повлиять на состояние человеческого организма.
Нельзя не учитывать, что мы живем в такое время, когда очень многие люди употребляют (зачастую не обоснованно) различные лекарства, в том числе и наркотические. В то же время недостаточно внимания уделяется воспитанию осторожности обращения с лекарственными препаратами. Беда в том, что мы не всегда доходчиво разъясняем молодежи общее назначение всех лекарств и необходимость осторожного отношения к ним.
Многочисленные факты свидетельствуют, что голословные заявления, типа: «Не употребляйте наркотики, иначе погибнете!» — неэффективны. Переубедить подростков такими призывами практически невозможно. Что же в таком случае можно сделать?
В разговоре с детьми и подростками взрослый человек должен быть способен честно высказать свое мнение о наркотиках и наркомании, выразив свои собственные чувства в отношении этой проблемы. Заметьте, именно чувства, а не рассудочные и часто холодные суждения. Эмоциональное отношение к проблеме наркомании оказывает на молодые души более эффективное воздействие.
Быть родителями юного человека, значит быть его справедливыми защитниками, мудрыми советчиками и интересными экскурсоводами по дорогам жизни, которые только-только открываются перед ним. Доброжелательность и поддержка семьи помогают воспитать в детях чувство собственного достоинства, уверенности в себе и способность отстоять свое мнение. Эти качества необходимы, чтобы противостоять давлению употребляющих наркотики сверстников, их стремлению навязать другим свою волю.
Лучшим иммунитетом к наркотикам является оптимистическая, активная, целеустремленная и конструктивная жизненная позиция. Постарайтесь помочь своим детям выработать такую позицию.
Большое значение в воспитании негативного отношения ваших детей к наркотикам имеет точная, подробная информация о наркотиках и их воздействии на человека. Постарайтесь, чтобы ваши дети смотрели телевизионные передачи, посвященные этой проблеме. Наглядные кадры и живые примеры могут оказать на молодых людей сильное эмоциональное воздействие и привести к положительным результатам. Используйте в беседах с детьми на эту тему наиболее яркие и впечатляющие факты.
Начинайте обсуждать тему наркотиков, не дожидаясь первых признаков неблагополучного положения или возникновения, такой проблемы, так как может оказаться, что уже слишком поздно.
Родителям следует всегда помнить, что юноши и девушки еще только учатся быть взрослыми. Часто из-за отсутствия жизненного опыта и неумения определить главное в том или ином явлении, они принимают за эталон в поведении взрослых поверхностные, чисто внешние признаки и пытаются их копировать. Поэтому важно знать, кому стараются подражать ваши дети.
Что необходимо сделать, если вы подозреваете, что ваш ребенок употребляет наркотики?
Если вы обнаружили у вашего ребенка наркотические средства, предположите самое худшее — что он пристрастился к наркотикам. Приглядитесь к его поведению. Некоторые поступки могут являться своего рода предупреждением об опасности, хотя могут отражать и нормальные возрастные изменения подростка.
Постоянно наблюдайте за поведением своего ребенка. Резкие изменения в его поведении должны насторожить вас. Незаметно проверьте, нет ли других объективных признаков употребления наркотиков. Лучше перестраховаться. Это поможет вам своевременно заметить беду, когда еще можно поправить положение.
Особенно будьте бдительны в отношении друзей вашего ребенка. Узнайте о них как можно больше. Постарайтесь увидеть или познакомиться с их родителями (например, на родительском собрании в школе). В любом случае не стесняйтесь говорить с детьми о проблемах, с которыми может столкнуться человек, потребляющий наркотики (медицинскими, нравственно-этическими, юридическими и т.п.).
Если вы уверены, что ваш ребенок употребляет наркотики
Скажите ему прямо о вашем беспокойстве и его причинах. Твердо заявите ему, что вы против употребления наркотиков и намерены вмещаться в ситуацию.
Если вы не встречаете понимания или сталкиваетесь с негативной реакцией, необходимо прибегнуть к помощи специалиста — нарколога.
Не откладывайте решительных действий. Если имеются явные признаки потребления наркотиков ребенком, обращайтесь за профессиональной помощью.
Помощь лицам, употребляющим наркотики
Главным и самым беззащитным объектом, по которому «ведет огонь» наркобизнес, является молодежь, особенно дети и подростки. А это значит, что они уже сегодня нуждаются в защите, в умелом и заботливом предостережении. Кто лучше всего может сделать это? Казалось бы, конечно, родители. Но всегда ли в семье достаточно взаимопонимания, чтобы ребенок прислушался к их совету? Наконец, все ли родители способны умело и эффективно предостеречь ребенка от беды? Конечно, семья остается главным щитом, преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Причин тому немало и они, в общем, известны.
Поэтому нередко единственной и реальной спасительной преградой на пути молодого человека в тот иллюзорный и страшный мир, из которого мало кому удалось вернуться к полноценной и здоровой жизни, на сегодня наряду с родителями остается учитель. Именно он, как никто другой знает о немалочисленных проблемах и подводных камнях, которые угрожают юным и неопытным душам на пути познания жизни и становления личности.
Наркомания сегодня является одним из самых опасных и трагических рифов, на которых терпят смертельное крушение еще не вошедшие в жизнь молодые люди.
В отличие от даже самого прекрасного специалиста по проблемам противодействия наркомании, имеющего, как правило, очень ограниченные и кратковременные возможности прямого общения с молодежью, педагог может целенаправленно воздействовать на своих учеников в течение продолжительного времени. И этим преимуществом он должен умело воспользоваться во имя здоровья нации и будущего страны.
Печальный опыт многих развитых государств свидетельствует о том, что наркомания превратилась для них в крупную национальную проблему, за которой просматривается угроза будущему этих стран.
Уже давно известно, что только единицам из тысяч наркоманов удается вырваться из страшных пут. Болезнь через годы и даже десятилетия может возвратиться. Как считают специалисты, наркотик — сильнейшая из ловушек, он цепко держит свои жертвы и забыть его почти невозможно. К сожалению, наркотик способен делать человека зависимым настолько, что воля и интеллект молодых людей оказываются не способными противостоять ему.
Поэтому, наиболее реальным делом в борьбе с наркоманией является ее профилактика, а не лечение (хотя последнее тоже немаловажно). А чтобы вовремя предупреждать наркоманию, учителям необходимо постоянно проявлять внимание к своим ученикам.
Мы далеки от мысли учить педагогическим тонкостям антинаркотической работы. Наша цель видится в том, чтобы на основе обобщения накопленного многолетнего опыта непосредственного общения работников правоохранительных органов с подростками-потребителями наркотиков и их окружением подсказать общие принципы противодействия распространению наркомании в подростковой среде и дать некоторые рекомендации, касающиеся этой работы. На наш взгляд при творческом и внимательном подходе к предлагаемому материалу педагог найдет нечто полезное для себя.
Широко используется для профилактики наркомании и сфера высоких технологий. Так, в текущем году Министерством внутренних дел Республики Беларусь во взаимодействии с общественными организациями разработан информационный ресурс POMOGUT.BY, основной целью которого является профилактика наркомании и практическая помощь наркозависимым лицам. На указанном интернет-портале содержится актуальная информационно-справочная информация для родителей о тактике и методике выявления несовершеннолетних, склонных к потреблению наркотиков, наступающей ответственности за их незаконный оборот, перечень специальных организаций, которые оказывают услуги зависимым, созависимым и тем, кто находится в стадии ремиссии.